В случае проблем с доступом к основному домену Betteam.ru используйте наше официальное зеркало: betteam.tv
 «»  вход | | регистрация |

Новости спорта

Йос, отец Макса. Ферстаппен-старший и его вершины

15.08.2016 00:00

Ровно 22 года назад Йос Ферстаппен завоевал первый подиум в Формуле-1, но затем его карьера постепенно сошла на нет. Что же пошло не так?
На радарах Формулы-1 Йос Ферстаппен появился в конце сентября 1993 года во время тестов. Менее года прошло с первых заездов дебютанта за рулём болида Гран-при, а он уже стоял на подиуме «Хунгароринга». Более двадцати лет Йос Ферстаппен оставался самым успешным голландским пилотом Формулы-1, пока в «Больших призах» не начал выступать его сын Макс. В честь годовщины первого подиума Ферстаппена-старшего вспоминаем карьеру «Босса Йоса» — одного из самых диких пилотов Формулы-1.

Звезда Эшторила


Прошло всего два дня с победы перспективного Михаэля Шумахера на Гран-при Португалии, где немец на «Бенеттоне» оставил позади оба «Уильямса». Ален Прост, тем не менее, уже обеспечил себе чемпионство и проводил последние недели в качестве пилота Формулы-1. В то же время юный перспективный голландец, с которым в Формуле-3 работала сама «Ван Амерсфорт Рейсинг», одна из наиболее титулованных команд молодёжных «формул», делал в «королевских гонках» первые шаги.

Йос, ранее не пилотировавший ничего мощнее Формулы-3, показал время, которое три дня назад позволило бы ему занять десятое место на стартовой решётке.
Йос Ферстаппен, действующий чемпион немецкой Формулы-3 и гонки «Мальборо Мастерс» (сейчас — «Мастерс Формула-3»), впервые сел за руль машины Формулы-1 на тестах в Эшториле, начавшихся через два дня после Гран-при. Болид Ферстаппену предоставила команда «Футуорк», в составе которой в заездах участвовали также Жиль де Ферран, в будущем двукратный чемпион серии CART, и имевший за плечами почти полный сезон в «Минарди» Кристиан Фиттипальди. Но ни бразилец из известной автоспортивной династии, ни де Ферран не смогли ничего противопоставить Ферстаппену.

Йос, ранее не пилотировавший ничего мощнее Формулы-3, показал время, которое три дня назад позволило бы ему занять десятое место на стартовой решётке Гран-при Португалии и всего семь сотых секунды уступил боевому пилоту «Футуорка» Дереку Уорику. Через два дня Ферстаппен снова сел за руль и ему хватило пяти кругов, чтобы ехать в том же темпе — 1:14.45. Но превзойти это время ему не удалось — на шестом круге голландец разбил машину.

Тем не менее на следующий день Ферстаппен проснулся известным в паддоке Формулы-1 гонщиком, а в ближайшие недели вёл переговоры со всеми командами чемпионата мира, кроме «Феррари» и «Уильямса». И в итоге подписал контракт тест-пилота «Бенеттона», третьей команды «королевских гонок».

>>> Взлёт Макса, голландское пиво и ещё три сюрприза Формулы-1

Выход на замену


Став тестером, Ферстаппен рассчитывал, что сможет набраться опыта работы в команде Формулы-1, а также попасть по протекции за руль боевого болида. И он совершенно не ожидал, что Юрки-Ярви Лехто сломает на предсезонных тестах позвоночник. В итоге дебют голландца состоялся в первом же Гран-при сезона-1994.

В квалификации на «Интерлагосе» новичок показал девятое время, проиграв напарнику Михаэлю Шумахеру почти две секунды. На одной из самых сложных и необычных трасс чемпионата дебютант держался в первой десятке, но в ходе борьбы Эдди Ирвайн выдавил соперника на траву, того развернуло поперёк трассы и бросило в «Джордан» ирландца. Вместе с собой на обочину эти двое унесли Эрика Бернара и Мартина Брандла. Немногим лучше прошёл и второй этап чемпионата. Ферстаппен пробился на шестое место, но перестарался на непрогретых шинах и вылетел с трассы. На третьем этапе в кокпит вернулся Лехто.

Финн, впрочем, и сам продержался за рулём не слишком долго. Он постоянно проигрывал Шумахеру, и «Бенеттон» решил заменить Лехто на Ферстаппена. Теперь окончательно. В Маньи-Куре Йос снова убрался с трассы, в Сильверстоуне он впервые в карьере добрался до финиша, а в Хоккенхайме во время пит-стопа его болид загорелся.
Пожар Йоса Ферстаппена в Германии
Фото: Reuters

Пожар Йоса Ферстаппена в Германии


Тот инцидент на Гран-при Германии 1994 года стал одним из самых опасных, происходивших когда-либо на пит-лейне. При дозаправке топливо вылилось из шланга и раскалённый болид вспыхнул как факел. Позже выяснилось, что в шланге отсутствовал один из фильтров, чтобы дозаправка прошла быстрее. Второй раз за сезон дебют в Формуле-1 мог стоить Ферстаппену жизни.

При дозаправке топливо вылилось из шланга и раскалённый болид вспыхнул как факел.
Но судьба вернула гонщику должок уже в следующей гонке. За двадцать кругов до финиша Гран-при Венгрии Йос Ферстаппен шёл шестым и готовился набрать первые очки в Формуле-1. Но неожиданно под прессингом Мартина Брандла ошибку допускает Дэвид Култхард. Кругом позже из-за проблем с трансмиссией сходит Жан Алези, а на последнем не выдерживает «Макларен» Брандла. Так, не совершив ни одного обгона, Ферстаппен пробился на третье место и завоевал первый подиум в карьере.

Двумя неделями позже Ферстаппен получил ещё один подиум — в Спа. Правда, в той гонке голландец финишировал четвёртым и поднялся на третью строчку из-за дисквалификации Михаэля Шумахера. В одном из эпизодов машину немца развернуло на поребрике, который поцарапал доску скольжения. На месте повреждения доска оказалась на считанные доли миллиметра уже положенной ширины.

>>> По ту сторону правил. Как в ФИА пытались победить Шумахера

Начало конца карьеры


После двух успехов подряд у Ферстаппена снова началась полоса неудач. В Монце голландец попал в аварию уже на первом круге, а в Хересе вылетел на 16-м. Лишь в Эшториле Йосу удалось набрать ещё пару очков за пятое место. Бриаторе в итоге решил посадить за руль более опытного Джонни Херберта — «Бенеттон» боролся за Кубок конструкторов и каждое очко было на вес золота.

На следующий сезон Ферстаппен снова остался на скамейке запасных «Бенеттона», но Бриаторе отдал голландца в аренду в «Симтек». За рулём совершенно неконкурентоспособной и ненадёжной машины Йос смог добраться до финиша лишь на четвёртом этапе сезона, а затем команда из-за проблем с деньгами попросту распалась.

Дальнейшая судьба Йоса зависела от Бриаторе, который мог воспользоваться опционом на продление на контракта, но предпочёл пригласить в команду Алези и Бергера, оставив Ферстаппена за бортом. Голландец перешёл в «Футуорк», который вскоре стал «Эрроузом» Тома Уокиншоу. Ферстаппен снова оказался за рулём не самой быстрой машины, но пара результативных финишей произвела хорошее впечатление. Йос должен был стать основным гонщиком «Эрроуза» в сезоне-1997 года, однако неожиданно свободным агентом стал действующий чемпион мира Дэймон Хилл и Уокиншоу предпочёл его. Затем Ферстаппен провёл год в агонизирующем «Тиррелле», но за весь сезон не смог набрать ни одного очка, а по итогам чемпионата и вовсе оказался без места боевого пилота.

Когда всё шло как надо, Йос был неудержим, но когда приходилось решать проблемы, Ферстаппен терял концентрацию.
Неожиданный новый шанс подвернулся в середине 1998 года, когда Джеки и Полу Стюартам надоели невыразительные выступления Яна Магнуссена. Посреди сезона Ферстаппен сел за руль «Стюарта», но вновь не смог набрать очков. Зато Йосу удалось напомнить о себе и получить место в «Эрроузе» на 1999 год. Вновь объединившись с Уокиншоу, голландец завоевал пятое место в Монреале и финишировал четвёртым в Монце.

Но это были последние заметные результаты Ферстаппена. На следующий год «Эрроуз» вновь сдал и опять оказался среди аутсайдеров и в семнадцати гонках Йосу удалось взять лишь одно очко. Голландец рассчитывал прибавить в 2002-м, но Уокиншоу вновь — уже в третий раз — пришёлся не ко двору: Том взял на его место Хайнца-Харальда Френтцена.

Ферстаппену ничего не оставалось, кроме как подать в суд на бывшего босса и провести год вне гонок. Последний призрачный шанс закрепиться в Формуле-1 появился у Йоса в 2003-м, когда он стал лидером «Минарди», однако в составе итальянского аутсайдера показать что-либо не удалось. Пятнадцатое место на Гран-при Японии стало лебединой песней и последней гонкой Ферстаппена в Формуле-1.

>>> Шоу Уокиншоу: история помощника Шумахера и могильщика «Эрроуза»

«Босс» Йос


На пути к Формуле-1 Йос Ферстаппен был одним из самых ярких пилотов. Агрессивный пилотаж и звериное чутьё автомобиля помогали голландцу ехать быстро с первых же кругов. Этим он и завоевал внимание боссов паддока и победы в молодёжных сериях. Но взрывной характер Ферстаппена и проблемы с управлением гневом с каждым годом становились всё большим препятствием.

Когда всё шло как надо, Йос был неудержим, но когда приходилось решать проблемы, Ферстаппен терял концентрацию. Несколько раз он попадал в аварии, которые могли закончиться довольно печально, но каждый раз выходил невредимым и продолжал гоняться в прежней манере. Стабильности это не прибавляло, зато помогло собрать внушительное количество фанатов, которые называли гонщика «Босс» Йос.

Также стоит отметить, что за восемь сезонов в Формуле-1 Ферстаппен успел поработать с лучшими гонщиками и самыми опытными менеджерами, изучил все входы и выходы в паддоке. И теперь ему есть что передать своему сыну Максу, который недавней победой в Барселоне отобрал у отца звание самого успешного гонщика Голландии. Но это поражение Йос наверняка рад стерпеть.
Источник: «Чемпионат»


гид по сайту Идеи оставить жалобу