Новости спорта
Деньги на ветер: 5 худших заводских команд Формулы-1
07.02.2016 12:00

Как наркоторговля помешала «Ламбо» прийти в Ф-1 и почему «Хонда» больше не переманивает конкурентов? Вспоминаем пять грандиозных провалов.
У них было много денег, лучшие специалисты, развитая инфраструктура и огромные амбиции. Но, не оправдав надежд и вложенных миллионов, все они покинули «Большие призы» ни с чем.
На фоне возвращения «Рено» со своей новой командой «Чемпионат» вспоминает тех, кому «Королевские гонки» оказались не по плечу, — пять худших заводских коллективов в истории Формулы-1.
>>> Презентация заводской команды «Рено». Как это было
На заре 50-х, когда Формула-1 только зарождалась, «Альфа-Ромео» блистала. Итальянцы победили во всех Гран-при сезона-1950 и принесли титулы Фарине и Фанхио. Легендарная марка так и осталась бы в истории как первый триумфатор «Королевских гонок», но возвращение в конце 70-х несколько подпортилорепутацию.
Итальянцы запустили проект по инициативе Карло Кити, архитектора побед «Альфы» в гонках спорткаров. До этого Кити построил несколько неплохих двигателей для «Брэбэма», но клиент остался недоволен и вернулся к «Косуорту».
Тогда Кити на мощностях «Альфы» построил собственное шасси вокруг старого мотора. Оба, впрочем, оказались капризными и ненадёжными. Из-за слабых движков особенно слабо «Альфа-Ромео» смотрелась на скоростных домашних трассах. В первый полный сезон гонщики в 14 гонках 22 раза сходили с дистанции.
Лишь к концу 1981 года Бруно Джакомелли завоевал для «Альфа-Ромео» первый за 30 лет подиум, а через год его успех на Гран-при Монако повторил Андреа де Чезарис. В 1983-м он дважды финишировал вторым и вытянул команду на шестое место Кубка конструкторов, но это оказалось высшей точкой.
Машина оставалась слабой и капризной, даже Кити потерял интерес к проекту. Он ушёл в 1984-м, а уже на следующий год, когда очередная машина не оправдала ожиданий, «Альфа» закрыла команду.
Ферручо Ламборгини считал гонки пустой тратой денег, пока подчинённые во главе с приглашённым из «Феррари» Мауро Форгьери не показали ему проект гоночной машины. Форгьери даже привёл спонсора — мексиканского бизнесмена Фернандо Гонзалеса Луну. Руководить командой должен был итальянский журналист Леопольдо Канеттоли. Мауро должен был отвечать за техническую сторону вопроса.
Исчезновение ключевого инвестора стало фатальным ударом. Денег практически не было, «Ламборгини» поспешила откреститься от проекта, а Карло Патруччо и Мауро Форгьери выставили команду на старт под именем «Модена». В 16 гонках Никола Ларини и Эрик ван де Пуле на двоих лишь шесть раз прошли квалификацию. Под конец года Форгьери окончательно сосредоточился на проектах «Ламборгини», и ещё до наступления 1992-го «Модена» исчезла под натиском долгов.
В конце 90-х американские воротилы предприняли очередную попытку взять Формулу-1 — покорить «королеву автоспорта» захотел «Форд». На протяжении трёх лет концерн поддерживал частную команду Джеки и Пола Стюартов, и когда та начала приносить первые успехи, выкупил у шотландцев весь актив вместе с инфраструктурой.
Проект выглядел грандиозным. Руководителем назначили Бобби Рейхола, легенду американского автоспорта, добившегося успехов как за рулём, так и на командном мостике. В кокпит пригласили вице-чемпиона мира Эдди Ирвайна, а в роли консультанта к команде присоединился Ники Лауда.
Наконец, в 2003-м управлять командой назначили Тома Хогана, который привёл её дела в порядок. «Форд» начал поиски покупателя, и в 2004-м стало известно, что «Ягуар» полностью выкупил владелец концерна «Ред Булл» Дитрих Матешиц.
За пять лет в Формуле-1 «Ягуар» провёл в общей сложности 85 Гран-при, но лишь дважды Эдди Ирвайну удавалось вытащить тёмно-зелёные машины на подиум. В цветах «Ред Булл» команда за тот же срок выиграла три гонки.
«Хонда» остановилась в шаге от Кубка конструкторов Формулы-1 — известным железной дисциплиной японцам не хватило терпения. Причём поначалу всё для знаменитой марки складывалось очень здорово — с неожиданной победы Дженсона Баттона на «Хунгароринге» в 2006-м.
Однако затем японская команда превратилась едва ли не в посмешище. Всё началось с «экологичной» расцветки машины, которую заклеймили даже члены «Гринпис». На фоне «табачного» прошлого такой маркетинговый ход казался лицемерием. На трассах болид смотрелся ещё хуже: в семи первых семи гонках Баттон с Баррикелло вообще не набрали очков.
Таким образом, команда смогла пережить уход «Хонды», а уже первый Гран-при обернулся победным дублем за явным преимуществом двух белых машин. «Двойной диффузор», о котором говорил Браун, принёс Баттону чемпионский титул, а Росс праздновал очередной триумф в Кубке конструкторов. «Хонда» за успехами «Брауна» наблюдала со стороны, да и двигатель на болидах уже был мерседесовский.
Сейчас, работая с «Маклареном» в качестве моториста, Ясухиса Араи утверждает, что переманивать специалистов у конкурентов — не в природе «Хонды».
>>> Девальвация легенды: кто украл Рождество «Макларена»?
Восемь лет мучений «Тойоты» — это лучший пример пустой траты денег в главный в Формуле-1. Японцы обладали едва ли не крупнейшими бюджетами тех лет, на них работали толковые инженеры и неплохие гонщики, но первой «Тойота» в «королевских гонках» так и не стала.
Команду Формулы-1 «Тойота» создавала с 1999 года. Японцы готовились тщательно и дебют для верности перенесли на год. Сезон-2002 сложился для «Тойоты» сложно: на фоне масштабной тестовой программы от команды ожидали чего-то большего, чем два очка.
На практике выяснилось, что коммуникация между офисами в Аичи и базой в Кёльне хромает, а разница в подходах замедляет все технологические процессы. В развитие машины вкладывались огромные деньги, но из-за постоянной бюрократии команда топталась на месте.
В 2005 году Ярно Трулли и Ральф Шумахер принесли «Тойоте» первые подиумы, казалось, наметился некоторый прогресс, но и он спал в течение пары лет. По большей части японские машины держались в середняках, хотя иногда и им удавалось выстреливать.
Устав от бесплодных попыток, в 2009 году на фоне мирового экономического кризиса боссы «Тойоты» свернули программу, покинув Формулу-1. Пять лет спустя «Тойота Моторспорт» выиграла чемпионат мира по гонкам на выносливость, сейчас японцы работают над возвращением в WRC, где марка первенствовала в 90-е. У «Тойоты» масса побед в самых различных чемпионатах, но в Больших призах ей до сих пор похвастаться нечем.
На фоне возвращения «Рено» со своей новой командой «Чемпионат» вспоминает тех, кому «Королевские гонки» оказались не по плечу, — пять худших заводских коллективов в истории Формулы-1.
>>> Презентация заводской команды «Рено». Как это было
«Альфа-Ромео», 1979-1985 годы
На заре 50-х, когда Формула-1 только зарождалась, «Альфа-Ромео» блистала. Итальянцы победили во всех Гран-при сезона-1950 и принесли титулы Фарине и Фанхио. Легендарная марка так и осталась бы в истории как первый триумфатор «Королевских гонок», но возвращение в конце 70-х несколько подпортило
(function () {
if (typeof CHAMP.bannersDeferred !== 'undefined' && typeof CHAMP.bannersDeferred.done === 'function') {
CHAMP.bannersDeferred.done(function () {
try {
Adf.banner.show('_300x250_articles', {
'p1': 'biqhk',
'p2': 'emit',
'pct': 'a',
'puid6': CHAMP.banner.puids.puid6,
'puid17': CHAMP.banner.puids.puid17,
'puid18': CHAMP.banner.puids.puid18
});
} catch (e) {
console.log('adblock');
}
});
}
})();
Итальянцы запустили проект по инициативе Карло Кити, архитектора побед «Альфы» в гонках спорткаров. До этого Кити построил несколько неплохих двигателей для «Брэбэма», но клиент остался недоволен и вернулся к «Косуорту».
Тогда Кити на мощностях «Альфы» построил собственное шасси вокруг старого мотора. Оба, впрочем, оказались капризными и ненадёжными. Из-за слабых движков особенно слабо «Альфа-Ромео» смотрелась на скоростных домашних трассах. В первый полный сезон гонщики в 14 гонках 22 раза сходили с дистанции.
Лишь к концу 1981 года Бруно Джакомелли завоевал для «Альфа-Ромео» первый за 30 лет подиум, а через год его успех на Гран-при Монако повторил Андреа де Чезарис. В 1983-м он дважды финишировал вторым и вытянул команду на шестое место Кубка конструкторов, но это оказалось высшей точкой.
Машина оставалась слабой и капризной, даже Кити потерял интерес к проекту. Он ушёл в 1984-м, а уже на следующий год, когда очередная машина не оправдала ожиданий, «Альфа» закрыла команду.
«Ламборгини», 1991 год
Ферручо Ламборгини считал гонки пустой тратой денег, пока подчинённые во главе с приглашённым из «Феррари» Мауро Форгьери не показали ему проект гоночной машины. Форгьери даже привёл спонсора — мексиканского бизнесмена Фернандо Гонзалеса Луну. Руководить командой должен был итальянский журналист Леопольдо Канеттоли. Мауро должен был отвечать за техническую сторону вопроса.
За пару недель до презентации Гонзалес Луна исчез с обещанными 20 млн долларов.
Предполагалось, что проект громко заявит о себе на Гран-при Мексики 1990 года, но за пару недель до презентации, когда первый образец шасси был уже готов, Гонзалес Луна исчез с обещанными 20 млн долларов. Выяснилось, что в Мексике бизнесмен обвинялся в мошенничестве, отмывании денег и наркоторговле.Исчезновение ключевого инвестора стало фатальным ударом. Денег практически не было, «Ламборгини» поспешила откреститься от проекта, а Карло Патруччо и Мауро Форгьери выставили команду на старт под именем «Модена». В 16 гонках Никола Ларини и Эрик ван де Пуле на двоих лишь шесть раз прошли квалификацию. Под конец года Форгьери окончательно сосредоточился на проектах «Ламборгини», и ещё до наступления 1992-го «Модена» исчезла под натиском долгов.
«Ягуар», 2000-2004 годы
В конце 90-х американские воротилы предприняли очередную попытку взять Формулу-1 — покорить «королеву автоспорта» захотел «Форд». На протяжении трёх лет концерн поддерживал частную команду Джеки и Пола Стюартов, и когда та начала приносить первые успехи, выкупил у шотландцев весь актив вместе с инфраструктурой.
Проект выглядел грандиозным. Руководителем назначили Бобби Рейхола, легенду американского автоспорта, добившегося успехов как за рулём, так и на командном мостике. В кокпит пригласили вице-чемпиона мира Эдди Ирвайна, а в роли консультанта к команде присоединился Ники Лауда.
Несмотря на увещевания Брауна, уверенного в скором успехе, «Хонда» отказалась от проекта.
Результатов, однако, не было. Более того, «Ягуары» — именно этот бренд «Форд» выбрал для продвижения в Формуле-1 — смотрелись хуже прежних «Стюартов». Американские боссы меняли местами менеджеров, но это лишь стимулировало интриги. Ситуация готова была выйти из под контроля.Наконец, в 2003-м управлять командой назначили Тома Хогана, который привёл её дела в порядок. «Форд» начал поиски покупателя, и в 2004-м стало известно, что «Ягуар» полностью выкупил владелец концерна «Ред Булл» Дитрих Матешиц.
За пять лет в Формуле-1 «Ягуар» провёл в общей сложности 85 Гран-при, но лишь дважды Эдди Ирвайну удавалось вытащить тёмно-зелёные машины на подиум. В цветах «Ред Булл» команда за тот же срок выиграла три гонки.

Фото: Reuters
«Хонда», 2006-2008 годы
«Хонда» остановилась в шаге от Кубка конструкторов Формулы-1 — известным железной дисциплиной японцам не хватило терпения. Причём поначалу всё для знаменитой марки складывалось очень здорово — с неожиданной победы Дженсона Баттона на «Хунгароринге» в 2006-м.
Однако затем японская команда превратилась едва ли не в посмешище. Всё началось с «экологичной» расцветки машины, которую заклеймили даже члены «Гринпис». На фоне «табачного» прошлого такой маркетинговый ход казался лицемерием. На трассах болид смотрелся ещё хуже: в семи первых семи гонках Баттон с Баррикелло вообще не набрали очков.
Восемь лет мучений «Тойоты» — это лучший пример пустой траты денег в главный в Формуле-1.
Приход Лоика Бигуа, Пэта Фрая и возглавившего коллектив Росса Брауана быстрых результатов не принёс. В конце 2008 года, несмотря на увещевания Брауна, уверенного в скором успехе, «Хонда» отказалась от проекта. В итоге японцы бесплатно отдали команду Брауну и даже выделили бюджет до конца сезона-2009.Таким образом, команда смогла пережить уход «Хонды», а уже первый Гран-при обернулся победным дублем за явным преимуществом двух белых машин. «Двойной диффузор», о котором говорил Браун, принёс Баттону чемпионский титул, а Росс праздновал очередной триумф в Кубке конструкторов. «Хонда» за успехами «Брауна» наблюдала со стороны, да и двигатель на болидах уже был мерседесовский.
Сейчас, работая с «Маклареном» в качестве моториста, Ясухиса Араи утверждает, что переманивать специалистов у конкурентов — не в природе «Хонды».
>>> Девальвация легенды: кто украл Рождество «Макларена»?
«Тойота», 2002-2009 годы
Восемь лет мучений «Тойоты» — это лучший пример пустой траты денег в главный в Формуле-1. Японцы обладали едва ли не крупнейшими бюджетами тех лет, на них работали толковые инженеры и неплохие гонщики, но первой «Тойота» в «королевских гонках» так и не стала.
Команду Формулы-1 «Тойота» создавала с 1999 года. Японцы готовились тщательно и дебют для верности перенесли на год. Сезон-2002 сложился для «Тойоты» сложно: на фоне масштабной тестовой программы от команды ожидали чего-то большего, чем два очка.
На практике выяснилось, что коммуникация между офисами в Аичи и базой в Кёльне хромает, а разница в подходах замедляет все технологические процессы. В развитие машины вкладывались огромные деньги, но из-за постоянной бюрократии команда топталась на месте.
В 2005 году Ярно Трулли и Ральф Шумахер принесли «Тойоте» первые подиумы, казалось, наметился некоторый прогресс, но и он спал в течение пары лет. По большей части японские машины держались в середняках, хотя иногда и им удавалось выстреливать.
Устав от бесплодных попыток, в 2009 году на фоне мирового экономического кризиса боссы «Тойоты» свернули программу, покинув Формулу-1. Пять лет спустя «Тойота Моторспорт» выиграла чемпионат мира по гонкам на выносливость, сейчас японцы работают над возвращением в WRC, где марка первенствовала в 90-е. У «Тойоты» масса побед в самых различных чемпионатах, но в Больших призах ей до сих пор похвастаться нечем.
Источник: «Чемпионат»
Сообщить редакции об ошибке