14 марта 2024
⏰ Время чтения: 9 минут Нет времени читать

Кулак единомышленников вместо «шабашников». «Автомобилист» разрушил стереотипы о себе

Последние несколько сезонов каждую весну я писал тексты о том, как «Автомобилист» опять закончил сезон раньше, чем все ожидали от команды с таким бюджетом и составом. Всё это напоминало дурную экранизацию «Дня сурка», потому что проблемы команды и тезисы в текстах не менялись год от года. Менеджмент делал ставку на легионеров, которые выбивали бонусы в регулярке и пропадали весной, молодёжи редко доверяли в основном составе, перешедшие как НСА хоккеисты в Екатеринбурге стабильно деградировали, а сам «Автомобилист» как будто даже не пытался быть интересным клубом.

Откровенно говоря, в этом сезоне всё снова шло к тому, чтобы появился очередной такой текст с констатацией тех же фактов. «Автомобилист» побеждал на старте сезона, но не показывал фантастической игры: помогали отличная реализация моментов и индивидуальный скилл легионеров. В конце осени команду накрыл кризис: 10 поражений подряд не было, но победы вымучивались с трудом, а от отдельных матчей (1:5 с «Амуром», 1:4 с минским «Динамо», 2:5 с «Куньлунем») разило тотальной игровой безнадёжностью. В кулуарах снова вспомнили старые разговоры о том, что многие игроки приезжают в Екатеринбург для того, чтобы заработать хорошие деньги без большого давления, «пошабашить».

Начало декабря «Автомобилист» встречал на седьмом месте, но по потерянным очкам «Амур» с девятого места отставал лишь на балл. Уже появились слухи о том, что в Екатеринбург может приехать Илья Воробьёв, однако во время перерыва на Матч звёзд директор клуба Максим Рябков всё это опроверг. «Заварухин – наш главный тренер, так и Широков – наш капитан. Расставание с ними – абсолютные выдумки. Хочу поставить здесь точку», — чеканная формулировка не оставляла никакой возможности двойного толкования. После паузы «Автомобилист» выиграл 7 матчей из 10 и снова вернулся на позиции вблизи топ-4 Востока — во многом за счёт того, что легионеры стали набирать очки.

Николай Заварухин

Фото: Антон Басанаев, photo.khl.ru

Пожалуй, пофигизма после Нового года в действиях «Автомобилиста» не проглядывалось, но и атакующего хоккея – тоже. В прошлом году «Авто» первые полтора месяца играл так, что у всех челюсть отваливалась, но довольно быстро вау-эффект пропал, хотя Рябков на итоговой пресс-конференции весной заявил: «Именно эту команду хотелось как можно дольше показывать людям – с тем хоккеем, в который мы играли. Мы реально играли большинство матчей с позиции силы, играли в хоккей атакующий». Но в этом году «Авто» был одной из самых «низовых» команд лиги: лишь 4,71 гола в среднем за игру, меньше было у «Локомотива» и «Ак Барса».

«Автомобилист» в этом году в атаке чем-то напоминал команду Владимира Крикунова: не зря Николай Заварухин работал в его штабе и всегда отмечал роль ветерана в своём тренерском развитии. В большинстве матчей сезона позиционные атаки зачастую строились на том, что защитники от синей набрасывали шайбу на пятак, где её пытались закопать с подставлений и добиваний, но чаще всего это не получалось. В отдельных матчах команда включала хороший прессинг, но чаще всего ставила на консервативное и плотное построение в средней зоне, которое преодолеть было сложно — а особенно сложно было это сделать при преимуществе команды по счёту.

В общем, по рисунку игры это была скорее «Сибирь», но при этом хоккеисты, собранные в команде, были классом выше. Алексей Макеев говорил в январском интервью: «У Николая Николаевича акцент сделан на оборону – чтобы вся пятёрка оборонялась. В атаку заставляют четвёртого защитника подключаться, но моё личное мнение — этого мало. В хоккее современные тенденции заключаются в том, что надо пятёркой отыграть в обороне и пятёркой атаковать. Тяжело трём нападающим против пятерых соперников атаковать». С этими вводными данными успех против «Ак Барса» представлялся маловероятным: сложно было представить, что Билялетдинова кто-то переиграет в оборонительный хоккей.

Как «Ак Барс» бесславно закончил сезон:
Сумерки идолов. Почему ЦСКА и «Ак Барс» с треском провалили сезон и что их ждёт?

Возможно, ключевым моментом серии стало отсутствие в составе «Автомобилиста» Стефана Да Косты. Французский легионер — это почти живое воплощение команды последних лет: большой скилл, который в решающий момент куда-то пропадал. Например, в прошлогодней серии с «Металлургом» Да Коста набрал очки в основном в большинстве, а в равных составах у него лишь два очка за семь игр. Если верить слухам, то Да Коста покинул предпоследний матч регулярки с «Барысом» из-за достижения бонуса за набранные очки в регулярке, сказавшись больным, хотя в первом периоде набрал 0+2.

Ответы Николая Заварухина на вопросы о Да Косте были уклончивыми: «он в списке травмированных», «сложный вопрос» — никакой конкретики не было, что как бы намекало на то, что ситуация действительно непростая. Заварухин во время своей работы в «Сибири» говорил в интервью, что во время его работы в «Автомобилисте» один из легионеров с истекающим контрактом бросил играть во время серии с «СЮ» в плей-офф-2019. Фамилия не называлась, но под это условие в том составе подходил только Да Коста.

И сейчас статус игрока остаётся неясным:
Н. Заварухин ответил на вопрос, сыграют ли Да Коста и Голышев в первой игре со СКА

После этого в «Автомобилисте» оставалось только одно чисто игровое звено: Широков — Валк — Мэйсек. В номинально первом сочетании выходили работяги Хрипунов и Обидин, которых центрил неплохо защищающийся Бывальцев, в третьей тройке — другой оборонительный центр Романцев, хорошо играющий в меньшинстве универсал Макеев и снайпер Голышев, четвёртую тройку составляли молодые и заряженные парни из «Горняка». Это уже больше походило на ту команду Заварухина, которая в 2020-м проходила первый раунд — и в плей-офф «Автомобилист» сыграл как один самоотверженный кулак, который не проигрывал единоборства, всегда ложился под шайбу. Символом этого можно считать защитника Кирилла Воробьёва, который сделал 29 блок-шотов за пять игр.

Андрей Обидин и Алексей Бывальцев

Фото: Ильнар Тухбатов, photo.khl.ru

Сила этого «Автомобилиста» уже не чисто в индивидуальном мастерстве, а в первую очередь в духе и организации. Это касается только обороны, но и игры в неравных составах. У «Авто» достаточно скилловых форвардов, чтобы реализовывать большинство — спецбригада клуба играет так, словно изучила стиль друг друга наизусть. Это же касается и меньшинства, которое было лучшим в регулярке: оно работает без провалов, очень чётко, каждый знает свою роль и не проваливается на ровном месте. К старым версиям «Авто» прекрасно подходила цитата великого Герба Брукса: «Эта команда недостаточно талантлива, чтобы побеждать за счёт таланта» — теперь есть и кое-что другое.

И в этом плане класс СКА может быть легко нивелирован. Мастерство игроков Петербурга уходит на рельсовый хоккей с большим количеством бросков. Например, в прошлом очном матче в Екатеринбурге СКА пытался заряжать чуть ли не с любой возможной позиции сразу после получения шайбы, вскоре «Автомобилист» адаптировался и стал убегать в контратаки, где бросал меньше, но создавал отличные моменты. Чтобы растащить оборону «Автомобилиста», игрокам СКА надо будет принимать нестандартные решения — и есть большие сомнения, что игравший весь год в один хоккей СКА и его штаб способен за неделю перестроить эту команду на другой стиль.

Правда, проблема в созидании есть и у «Автомобилиста». Если вспомнить голы в равных составах в серии против «Ак Барса», то они приходили после большинства, после контратак, когда «АБ» летел отыгрываться, наконец, после того, как Билялов сам себе завёз щитком шайбу. Лишь один гол вырос из владения шайбы в чужой зоне — собственно, победный в серии от Семёна Кизимова. С другой стороны, надо ли это «Авто»? СКА со своей силовой борьбой на грани фола будет часто удаляться (в первом раунде питерцы 20 раз играли в меньшинстве за пять игр — третье место в лиге), и это даст прекрасный шанс спецбригаде показать себя.

Резюмируя: «Автомобилист» точно не надо списывать со счетов во втором раунде. Однако эта команда должна не проиграть в первую очередь сама себе. В составе больше не должно быть людей, для которых победа в плей-офф стоит на втором плане. Самоотверженность, боевые качества, воля — без этого победа любого андердога в плей-офф невозможна, и нынешний «Автомобилист» впервые за очень долгий срок показал, что может показывать эти качества в матчах на выбывание.

Источник: «Чемпионат»

Материал обновлен: 23.04.2024

Общая оценка статьи
7.73/10

Поставь оценку статье
Голосов: 52

Комментарии и отзывы

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Подпишись на рассылку Будь в курсе последних событий!
Подпишись на рассылку
18+

Betteam

2006-2024
Сетевое издание «Betteam» (адрес в сети Интернет - https://betteam.pro) (далее - Издание)
Учредитель Издания: Коновалов М.С.
Главный редактор Издания: Донсков Е.Ф.
Телефон: +7 (495) 133-75-26
E-mail: help@betteam.pro
Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79983

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.
Betteam не проводит игр на деньги. Информация носит ознакомительный характер.

telegram Поддержка Поддержка
Дизайн – Сreative Brands
Подписаться