20 марта 2024
⏰ Время чтения: 9 минут Нет времени читать

Дурацкая битва за подиум и обидное прощание Лауды. История первого Гран-при Австралии

В ближайшие выходные Формула-1 в очередной раз нагрянет с официальным визитом в Австралию. За несколько десятилетий этап на Зелёном континенте успел стать настоящей классикой «Королевских гонок», а началась история взаимоотношений Австралии и Формулы-1 в далёком 1985 году. Вспомним историю первой — и сразу яркой! — гонки Ф-1 на Зелёном континенте.

Гран-при Австралии скоро исполнится 100 лет, но частью Формулы-1 он стал относительно недавно
Вообще самый первый Гран-при Австралии прошёл задолго до появления чемпионата под названием Формула-1 – аж в 1928 году. Естественно, это соревнование не имело никакого отношения к международному автоспорту, представляя собой местечковую забаву. Первые восемь лет Гран-при Австралии проходил на расположенной на острове Филиппа (140 километров южнее Мельбурна) трассе «Филлип-Айленд».

Впоследствии австралийский Гран-при достаточно часто менял прописку, переезжая с одного автодрома на другой. Что интересно, в 1953-м главное гоночное событие континента добралось до «Альберт-Парка» – той самой локации, где ныне проходят гонки Формулы-1. Конфигурация трека в 1950-х, конечно же, отличалась от современной трассы, но всё же гонялись легенды прошлого вокруг всё того же озера, что и сейчас. Кстати, одну из двух гонок, прошедших на первоначальной версии трассы, выиграл легендарный Стирлинг Мосс.

Гран-при Австралии 1971 года

Фото: Fairfax Media via Getty Images

Со временем на проходивший в рамках местных гоночных чемпионатов Гран-при Австралии стали наведываться звёзды Формулы-1. Пик популярности австралийского Гран-при среди пилотов Формулы-1 пришёлся на 1960-е. Затем Гран-при Австралии снова превратился в гонку регионального значения, однако уже в начале следующего десятилетия представители «Королевских гонок» снова потянулись в Страну кенгуру.

Примерно в то же время начали ходить разговоры о включении Гран-при Австралии в календарь сезона Формулы-1. В 1982 году дошло до того, что этап в пригороде Мельбурна (не «Альберт-Парк») был выбран в качестве резервного Гран-при на случай отмены одного из официально утверждённых этапов. В тот раз «Королева автоспорта» до Австралии так и не добралась, но уже через три года – в 1985-м – этап на городской трассе в Аделаиде был официально включён в календарь сезона Формулы-1. Так начиналась история.

Австралия – лучший место для первой гонки сезона:
6 самых ярких гонок, открывавших сезоны Формулы-1
Пилотам сразу же понравилась трасса в Аделаиде

В 1985-м Гран-при Австралии выпала честь закрывать сезон Формулы-1. К новому этапу в Аделаиде гонщики и команды поначалу относились настороженно. В 1980-е «Королева автоспорта» активно знакомилась с новыми городскими трассами, каждая из которых была в разной степени ужасной. Впрочем, опасения участников не подтвердились: трек в Аделаиде не был похож на неудачные автодромы в Лас-Вегасе, Детройте и Далласе. Австралийская трасса была достаточно просторной и скоростной, а также, что немаловажно, представляла собой относительно интересный с точки зрения конфигурации трек: никаких бесконечных секций поворотов на 90 градусов, коими грешили американские городские автодромы.

Приехав в Аделаиду, пилоты сразу же влюбились в новую трассу. В австралийском Гран-при гонщикам нравилось всё – от контрастирующей с бетонными джунглями Америки красочной фауны (часть конфигурации проходила по парковой зоне) до гладкого дорожного покрытия, серьёзно выделявшегося на фоне других городских автодромов. Оценил трассу в Аделаиде и Берни Экклстоун, который с досадой заявил, что австралийские промоутеры усложнили жизнь своим коллегам, подняв стандарт организации Гран-при.

CHAMP('player');

Что же до спортивной составляющей этапа в Австралии, то гонка в Аделаиде не несла собой большого турнирного значения. За два этапа до финала сезона Ален Прост гарантировал себе титул, тем самым закрыв все вопросы о победителе чемпионата. Впрочем, совсем уж лишённым какой-либо интриги Гран-при Австралии тоже нельзя было назвать. Оставался незакрытым вопрос об обладателе Кубка конструкторов: «Феррари» отставала от «Макларена» на 10 очков (за один этап можно было отыграть 15 баллов). Также отдельной строкой стоит выделить главного хедлайнера того гоночного уик-энда: великий чемпион Ники Лауда проводил в Аделаиде свою последнюю гонку в Формуле-1.

Прощальный гоночный уик-энд начался для Лауды, мягко говоря, не очень здорово: лишь 16-й результат в квалификации – лидеру сессии Айртону Сенне австриец уступил 4 секунды. Следом за гонщиком «Лотуса» расположился Найджел Мэнселл, третье время показал напарник британца по «Уильямсу» Кеке Росберг, новоявленный чемпион Ален Прост завершил квалификацию четвёртым.

История провала Гран-при в Лас-Вегасе:
«Это нелепая трасса!» Ф-1 уже приезжала в Вегас — и гонку не спасла даже борьба за титул
Сенна и Лауда сразились за победу, но оба проиграли

Старт первого в формульной истории Гран-при Австралии выдался что надо: Сенна замешкался на первых метрах дистанции, чем сразу же воспользовался Мэнселл. Ещё по ходу первого круга Айртон попробовал вернуть утраченное лидерство, попытавшись протиснуться мимо пилота «Уильямса» по внутренней траектории – дошло до контакта. Болид Мэнселла получил критические повреждения (сход с дистанции), а вот Сенне удалось продолжить гонку: неудачная попытка обгона стоила бразильцу всего лишь одной позиции – новым лидером стал Кеке Росберг.

Примерно до середины дистанции гонка протекала в спокойном русле. Нарушил равновесие разве что сход Алена Проста по причине сгоревшего мотора, который подарил некие надежды «Феррари» на победу в командном зачёте (спойлер: Кубок конструкторов останется за «Маклареном»).

Но всё же по-настоящему полыхнуло ближе к экватору гонки. Сенна со временем нагнал страдавшего от повышенного износа резины Росберга: бразилец уже было пошёл на обгон, как вдруг лидер гонки резко свернул в боксы – вновь дошло до контакта. В результате небольшого столкновения Айртон лишился фрагментов переднего антикрыла.

На следующем круге Сенна намеревался свернуть в боксы для замены спойлера, но из-за нехватки прижимной силы не смог вписаться в поворот. Попылив по траве, бразилец потерял уйму времени, а также окончательно доломал переднее антикрыло. На повреждённом болиде Сенна проигрывал настолько много, что спустя всего лишь два круга его догнал успевший переобуться Росберг.

Айртон Сенна в 1985 году

Фото: Mike King/Getty Images

В конце концов бразилец всё же добрался до боксов. На трассу он вернулся на третьей позиции – позади Ники Лауды. Впрочем, достаточно быстро Сенна вернул себе второе место благодаря разницы в форме шин. А ещё через пару кругов Айртон и вовсе вышел в лидеры: Росберг снова свернул в боксы. Впрочем, пилот «Лотуса» недолго возглавлял пелотон: через три круга Сенну опередил Лауда. Для австрийского чемпиона победа в прощальной гонке могла стать красивой точкой в выдающейся карьере, но, к сожалению, выиграть в тот день ему было не суждено: пролидировав всего один круг, Лауда завершил заезд в стене из-за отказа тормозов.

Сенна снова вышел на первое место — казалось бы, путь к победе для него открыт, но бразильца снова постигла неудача, на этот раз уже критичная. На «Лотусе» Айртона вышел из строя двигатель – сход с дистанции. Иных конкурентов в тот день у Росберга не было, поэтому финн спокойно перешёл в энергосберегающий режим. В конечном итоге Кеке без приключений закончил гонку, одержав пятую (и последнюю) победу в Формуле-1 и красиво попрощавшись с «Уильямсом». Вторым финишировал стартовавший 20-м пилот «Лижье» Жак Лаффит, тройку призёров замкнул его напарник Филипп Стрейфф.

Жак Лаффитт в сезоне-1985

Фото: Mike King/Getty Images

Пожалуй, именно «Лижье» можно было назвать главным триумфатором в тот день. Дела у команды в сезоне-1985 шли не очень, поэтому двойной подиум стал для французского коллектива колоссальным успехом. Причём, что интересно, команда едва не лишилась потенциального триумфа на последнем круге гонки: пытаясь выйти на второе место, Стрейфф въехал в заднюю часть болида напарника. Машина Лаффита не пострадала, а вот зачинщик аварии повредил тяги подвески. Французам повезло, что инцидент произошёл на последнем круге – Филипп фактически на трёх колёсах дотянул до финиша. Впрочем, несмотря на позитивный исход, босс команды Ги Лижье пришёл в ярость от действий своего пилота. Есть версия, что именно из-за этого инцидента Стрейффу не был предложен контракт на следующий сезон.

Дебютный Гран-при в Аделаиде однозначно порадовал зрителей. Впрочем, эта гонка была далеко не самой яркой и драматичной из тех, что принимала австралийская городская трасса…

Самая скандальная гонка, проходившая в Аделаиде:
Главный скандал в карьере Шумахера: история злополучной Аделаиды-94 и первого титула
Источник: «Чемпионат»

Материал обновлен: 16.04.2024

Общая оценка статьи
7.30/10

Поставь оценку статье
Голосов: 49

Комментарии и отзывы

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Подпишись на рассылку Будь в курсе последних событий!
Подпишись на рассылку
18+

Betteam

2006-2024
Сетевое издание «Betteam» (адрес в сети Интернет - https://betteam.pro) (далее - Издание)
Учредитель Издания: Коновалов М.С.
Главный редактор Издания: Донсков Е.Ф.
Телефон: +7 (495) 133-75-26
E-mail: help@betteam.pro
Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79983

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.
Betteam не проводит игр на деньги. Информация носит ознакомительный характер.

telegram Поддержка Поддержка
Дизайн – Сreative Brands
Подписаться